Главная » Статьи » Мои статьи

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

                                             Реализация здоровьесберегающих  технологий в учебном процессе  

Семейкина Е.Ю.

Хотеть недостаточно, надо действовать.

 И.Гёте

В первый класс  приходят разные дети. Все они по-разному воспринимают перемены, вызванные поступлением в школу.  Некоторые ведут себя шумно, отвлекаются на уроках и бегают по коридорам. Другие ведут себя скованно и стараются быть незаметными. У многих детей в период адаптации нарушается сон и аппетит, они становятся капризными. В первом полугодии среди первоклассников увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями. Они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи с весомым увеличением требований, которым ребенок должен отвечать. В этой ситуации учитель может перенаправить мысли ребёнка от переживаний по поводу учебного процесса в сторону достижения общей цели – стать здоровыми.

Для этого важно создать в классе доброжелательный, основанный на доверии микроклимат. С первых дней учитель имеет возможность проводить работу по формированию дружного, сплочённого коллектива. Когда ребёнок может рассчитывать на поддержку и классного руководителя, и одноклассников в любой ситуации.

Каждое утро желательно «выводить» учащихся на положительный настрой.  Ведь от позитивного настроения зависит работоспособность всего организма. Достаточно похвалить ребёнка, отметив его успехи. Обнадёжить предстоящими победами и обратить внимание на то, что у здорового, уверенного в себе человека обязательно всё получится. А для того, чтобы стать здоровыми необходимо вести здоровый образ жизни. Поэтому каждый день перед уроками рекомендуется проводить зарядку. И упражнения для зарядки не обязательно должны быть вялыми и всем давно надоевшими. Попробуйте выполнить  дыхательную гимнастику для детей по Стрельниковой А.Н.[1]. Она не только интересна, но и полезна. (Рекомендуется прежде  проветрить кабинет!) Полезно также практиковать выполнение упражнений на расслабление мышц (релаксацию),  разработанных Э.С.Аветисовым [2]. Они восстановят силы, поднимут тонус, снимут как физическую усталость, так и психическое утомление. Проводя физкультминутки и динамические паузы, не стоит ограничиваться двумя заученными четверостишьями и играми типа «Воробьи – вороны». Можно проводить как пальчиковую гимнастику, предлагаемую, например,  О.И. Крупенчук [3],   так и кинезиологическую  гимнастику «Брейн – джим» (по д-ру Паулю Деннисону) [4].

В системе уроков физической культуры можно отвести время для выполнения интереснейших упражнений Хатха-йоги для детей [5]. При этом полезно поинтересоваться, какие ощущения они испытывали до и после выполнения того или иного упражнения. Попробуйте объяснить малышам смысл упражнения, как правильно его выполнять, чтобы достигнуть наилучшего результата. Начинать любой вид упражнений рекомендуется только после того, как все дети будут готовы осознанно выполнять команды учителя.

Полезно посещать бассейн в рамках уроков физической культуры. Если это не представляется возможным, то постарайтесь объяснить родителям, как плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей, как   благоприятно оно  влияет на развитие  их мышечной системы. Прекрасно, если папа или мама запишут своего ребенка в бассейн.

Будет замечательно, если совместно с родителями  в классе или школе пройдёт конкурс «Мы за здоровый образ жизни!». Каждая семья по очереди может подготовить проект на тему «Здоровое питание» или «Полезные продукты» и т.д. С применением современных технологий получатся прекрасные презентации, созданные родителями и детьми. Причём  взрослые, перечитывая книги и статьи в интернете, сами узнают много интересного о том, что они употребляют в пищу.

Ещё очень полезно принимать в школе кислородные коктейли. Своим терапевтическим действием они обязаны кислороду, который всасываясь в кровь, оказывает благоприятное действие на органы дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистую систему. Применение кислородных коктейлей улучшает общее самочувствие, снимает усталость, способствует нормализации сна. Противопоказаниями могут быть только аллергические реакции на сок или сироп в составе коктейля.

 Получается, что все перечисленные здоровьесберегающие технологии вполне совместимы с учебным процессом.  Такая работа, направленная на воспитание потребности быть здоровым, обязательно даст свои результаты. Важно помнить, что дети должны не просто получать валеологические знания, но и уметь  использовать их практически. Если учитель и школа сможет воспитать у детей потребность с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то  можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Список литературы и электронные ресурсы:

1.   Дыхательная гимнастика для детей www.strelnikova.ru/book.phtml

2. http://www.see.active.by/books/biran-v-s-h-v.html#avetisov

3.  Крупенчук, О.И. Развиваем пальчики – тренируем речь! - СПб.: Литера,  2009,– 32с.

   4.  Горинова, М. Н., Романенко, О. А. Гимнастика Брейн Джим в системе специально организованных занятий. Современный логопедический урок : опыт работы / авт.-сост. Е. А. Лапп, Н. Г. Фролова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 231 с.

5. Платохина Л.И. Хатха-йога для детей: кн. Для учащихся и родителей. - М.: Просвещение, 1993.- 160с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Elena28 (28.10.2010)
Просмотров: 1112 | Рейтинг: 0.0/0